15 июля 2016 г. вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации касательно преступлений в экономической сфере

15 июля 2016 г. вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации касательно преступлений в экономической сфере

15 июля 2016 г. вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации касательно преступлений в экономической сфере

Порядок освобождения от уголовной ответственности установлен главой 15.2 УК РФ и главой 51.1 УПК РФ. Законодатель дает определение судебного штрафа в ст. 104.4 УК РФ, под которым следует понимать денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности при соблюдении вышеописанных условий.

Размер судебного штрафа не может превышать 50% от размера максимального штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи УК РФ, а если соответствующая статья не предусматривает наказания в виде штрафа, - не более 250000 рублей. Кроме того, при определении размера судебного штрафа суд будет принимать во внимание тяжесть совершенного преступления и иму­щественное положение лица, освобождаемого от уголовной ответственности, и его семьи, а также учитывать возможности получения заработной платы или иного дохода.

В случаях неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф будет отменяться и лицо, на которое наложен штраф, будет привлекаться к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной час­ти УК РФ в общем порядке.

При этом в случае, если следователь или дознаватель усмотрит основания для применения меры ответственности в виде штрафа, он обязан направить еще на стадии предварительного расследования материалы в суд с соответствующим ходатайством для принятия решения о наложении судебного штрафа.

Законодатель изменил ранее введенный порядок освобождения от ответственности за экономические преступления, предусмотренный ст. 76.1 УК РФ, а именно освобождение от ответственности после уплаты в бюджет пятикратной суммы ущерба.

Так, расширен перечень статей экономической направленности, по которым лицо вправе воспользоваться данным основанием для освобождения от от­ветственности, и уменьшена сумма ущерба, подлежащего возмещению, с пя­тикратного до двукратного размера нанесенного ущерба.

Кроме того, законодатель изложил ч. 3 ст. 28.1 УПК РФ в новой редакции, в соответствии с которой уголовное преследование по большинству экономических составов, перечисленных в ч. 2 ст. 76.1 УПК РФ, прекращается только при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 и 27 УПК РФ, и в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 76.1 УК РФ; действие же ст. 76.2 УК РФ на них не распространяется.

Законодатель внес существенные изменения в статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за совершение отдельных видов мошенничества.

Так, ст. 159.4 УК РФ \"Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности\" утратила силу. При этом в статью 159 УК РФ \"Мошенничество\" до­бавлены части 5-7, предусматривающие ответственность за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Для целей данных частей крупным размером является 3 миллиона рублей, особо крупным - 12 миллионов рублей.

Законодатель внес изменения в санкции ч. 3 ст. 159.1 УК РФ (мошенничество в сфере кредитования), ч. 3 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат), ч. 3 ст. 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием платежных карт), ч. 3 ст. 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования), ч. 3 ст. 159.6 УК РФ (мошенничество в сфере компьютерной информации) и увеличил максимальный срок наказания с 5 лет лишения свободы до 6 лет лишения свободы, тем самым изменив категорию данных преступлений с преступлений средней тяжести на тяжкие преступления.

Существенные изменения коснулись и ряда преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, а также государственной службы.

Статья 204 УК РФ \"Коммерческий подкуп\" изложена в новой редакции. За­конодатель указывает, что фактическим получателем предмета коммерческого подкупа может быть и иное физическое или юридическое лицо. Вводятся ква­лифицирующие признаки коммерческого подкупа: \"Значительный размер\", то есть размер предмета коммерческого подкупа, превышающий 25 тыс. рублей; \"Крупный размер\", то есть размер предмета коммерческого подкупа, превы­шающий 150 тыс. руб.; \"Особо крупный размер\", то есть размер предмета ком­мерческого подкупа, превышающий 1 млн. рублей. Изменяются и санкции за совершение деяний, предусмотренных ст. 204 УК РФ.

Впервые вводится уголовная ответственность (ст. 204.1 УК РФ) за посред­ничество в коммерческом подкупе, под которым понимается непосредственная передача предмета коммерческого подкупа, либо иное способствование в дос­тижении или реализации соглашения. Ранее в УК РФ предусматривалась уго­ловная ответственность только за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Введена уголовная ответственность за мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ), размер которых не превышает 10 тыс. рублей, а также их квалифицированные составы, предпола­гающие более строгую ответственность.

Законодатель ужесточил санкции за совершение деяний, предусмотрен­ных ст. 290 УК РФ \"Получение взятки\", ст. 291 УК РФ \"Дача взятки\" и ст. 291.1 УК РФ \"Посредничество во взяточничестве\". Нормы ст. ст. 290, 291 УК РФ из­ложены в новой редакции, которая в том числе позволяет признавать преступ­лениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера предоставляются не самому взяткополучателю, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу. Статья 304 УК РФ \"Провокация взятки либо коммерческого подкупа\" изложена в новой редакции, в ней увеличен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммер­ческого подкупа или взятки, а именно включены иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации.

Законодатель дополнил ст. 81.1 УПК РФ, регламентирующую порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики.

Новые положения Кодекса обязывают признавать вещественными доказа­тельствами и приобщать к материалам уголовного дела предметы и документы, указанные в ч. 1 ст. 81 УПК РФ, включая электронные носители информации, изъятые в ходе досудебного производства в срок не позднее 10 суток с момен­та их изъятия, однако в особых случаях имеется возможность продления дан­ного срока еще на 30 суток. При этом в случае, если для признания таких пред­метов и документов вещественными доказательствами требуется назначение судебной экспертизы, срок вынесения постановления о признании их вещественными доказательствами не может превышать 3 суток с момента получения следователем или дознавателем заключения эксперта.

Законный владелец документов, изъятых в ходе досудебного производства, получил право по ходатайству за свой счет снять копии с изъятых документов. До этого нововведения лицо, у которого изымались документы, было лишено такой возможности и не могло осуществлять защиту своих прав в полном объе­ме.

Изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные веществен­ными доказательствами предметы, включая электронные носители информации, и документы подлежат возвращению лицам, у которых они были изъяты, не позднее чем через 15 суток с момента их изъятия, а в особых случаях, при большом объеме изъятых предметов и документов, через 45 суток с момента изъятия.

Данной нормой законодатель вводит обязанность органов предварительно­го следствия и дознания возвращать изъятые документы, которые не имеют какого-либо отношения к расследуемому преступлению, а также не являются вещественными доказательствами в строго установленные законом сроки.

8. Законодатель повысил суммовые пороги привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Теперь преступление может счи­таться совершенным, если в пределах трех финансовых лет подряд сумма неуп­лаченных налогов:

при уклонении от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК РФ): (1) в крупном размере - превышает 900 тыс. руб. и 10% подлежащих уплате нало­гов либо превышает 2 млн. руб.; (2) в особо крупном размере - превышает 4 млн. руб. и 20% подлежащих уплате налогов либо превышает 13 млн. руб.;

при уклонении от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ): (1) в крупном размере - превышает 5 млн. руб. и 25% подлежащих уплате налогов либо превышает 15 млн. руб.; (2) в особо крупном размере - превышает 15 млн. руб. и 50% подлежащих уплате налогов либо превышает 45 млн. руб.

На практике чаще всего встречается квалификация \"уклонение от уплаты налогов в связи с превышением порогов в абсолютных суммах (безотносительно доли подлежащих уплате налогов)\", поскольку в масштабах современного бизнеса установленные суммы являются небольшими.

Специальное основание освобождения от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в связи с полной уплатой налогов, пени и штрафов, а также условия и порядок его применения остались без изменения.

Кол-во просмотров:
1138

Возврат к списку

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях государственной службы
Разработано в АЛЬФА Системс