Штаб по координации деятельности народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности на территории Славянского района

Штаб по координации деятельности народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности на территории Славянского района

Штаб по координации деятельности народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности на территории Славянского района

Особенности принятия граждан в народные дружины

Членами народной дружины могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, которые изъявили желание принять участие в работе народной дружины.

Кандидат на присвоение статуса народного дружинника даёт письменное согласие на обработку своих персональных данных.

В соответствии с федеральным законодательством в народные дружины не могут быть приняты граждане:

- имеющие неснятую или непогашенную судимость;

- в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

- ранее осужденные за умышленные преступления;

- включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

- страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

- подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

- имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Народный дружинник может быть исключен из народной дружины в следующих случаях:

- на основании личного заявления народного дружинника

- на основании решения общего собрания народной дружины при наступлении обстоятельств, при которых граждане не могут быть приняты в народные дружины;

- при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

- в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в её деятельности;

- в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

 

Особенности действия народных дружинников в условиях, связанных с применением физической силы в ходе охраны общественного порядка

Применение физической силы должно происходить в строгом соответствии с законом (статья 19 закона № 44-ФЗ «Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы»). Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Выделяются 2 случая необходимости применения физической силы:

1) устранение опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам в состоянии необходимой обороны.

Пояснение: Согласно статьи 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

2) устранение опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам в состоянии крайней необходимости.

Пояснение: Согласно статьи 39 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

При этом в отличие от необходимой обороны источником возникновения опасности может быть не только общественно опасное деяние, но и иные источники: поведение животных, природные катаклизмы, технические аварии и т.д. В отличие от необходимой обороны, где вред причиняется лицу, совершающему общественно опасное деяние, т.е. непосредственно посягающему на личность и права обороняющегося или других лиц, на интересы общества или государства, при крайней необходимости, опасность охраняемому объекту устраняется путём причинения вреда не источнику опасности, а другим объектам.

Опасность, устраняемая в рамках крайней необходимости, должна быть непосредственной, т.е. создающей такие условия, при которых неустранение этой опасности приведёт к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, общества или государства.

Обязательной является при применении крайней необходимости невозможность устранения опасности иными средствами.

Данные категории весьма условные. И в каждом конкретном случае народный дружинник должен оценивать ситуацию с точки зрения вреда, который эта ситуация может нанести ему и окружающим лицам.

Часть 2 статьи 19 закона № 44-ФЗ обязывает народного дружинника перед применением физической силы сообщить об этом лицу, также пояснив, что он является народным дружинником, и предложить прекратить противоправные действия. Со стороны дружинника должно звучать требование о прекращении противоправных действий.

Необходимо отметить, что в любом случае при применении дружинником физической силы он должен принять меры по обеспечению оказания пострадавшему медицинской помощи (вызов скорой медицинской помощи, доставка в больницу и т.д.), либо оказать самостоятельно первую помощь до прибытия медицинских работников.

Рекомендуется также во исполнение требований части 6 статьи 19 закона № 44-ФЗ сообщать о применении физической силы командиру народной. Командир не позднее трёх часов с момента её применения информирует об этом территориальный орган внутренних дел (полицию).

В случае невозможности сообщения командиру народной дружины о применении физической силы, необходимо напрямую информировать орган внутренних дел (дежурную часть).

Народным дружинникам в соответствии с частью 7 статьи 19 закона  № 44-ФЗ при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооружённого либо группового нападения, либо для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам в состоянии необходимой обороны.

 

Права народного дружинника

Права народных дружинников определены статьёй 17 закона 44-ФЗ: 

Народный дружинник при участии в охране общественного порядка имеет право:

- требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

- принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

- оказывать содействие полиции при обеспечении охраны общественного порядка;

- применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 9 настоящих методических рекомендаций (статья 19 закона № 44-ФЗ);

- осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством.

Народный дружинник вправе отказаться от исполнения возложенных на него обязанностей в случае, когда его жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Народный дружинник, участвующий в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудника органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесённую законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

 

Обязанности и ответственность народного дружинника

Статьёй 18 закона 44-ФЗ определены обязанности народного дружинника при участии в охране общественного порядка, а именно:

- знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

- при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

- соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

- принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

- выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

- иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

Ответственность народных дружинников определена статьёй 20 закона 44-ФЗ. 

За противоправные действия народный дружинник несёт ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статьёй 19.36 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими в охране общественного порядка, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Ответственность предусмотрена в виде наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.


Возврат к списку

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях государственной службы
Разработано в АЛЬФА Системс