Администрация

ПРОТОКОЛ № 4 Заседания рабочей группы по внедрению на территории муниципального образования Славянский район Стандарта развития конкуренции

на тему: «Результаты мониторинга состояния конкурентной среды на социально-значимых и приоритетных рынках МО Славянский район в 2022 году»

20 февраля 2023 года

г. Славянск-на-Кубани 

Кабинет № 211

14-00 ч

 

Заместитель председателя - Колдомасов Е.В.

Секретарь - Бакулина Д.С.

 

Присутствовали: Литовка Г.В., Берсенева Т.А., Щеглов А.С., Москаленко П.И., Сергиенко И.В., Титаренко В.И., Курячая Г.А., Носань В.А., Будяк А.С., Семко А.Г., Теленьга Е.В., Стригуненко К.И., Шестопалов С.В., Леонов Е.В., Михайленко В.И., Сайганова Т.В., Бельдиев А.И., Трегубова Л.Н., Дмитриченко А.Е., Пономарев А.В., Симоненко В.А., Пижанова И.Ю., Друзяка Н.П., Мороз С.И., Щурова Е.А.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Результаты мониторинга состояния конкурентной среды на социально-значимых и приоритетных рынках на территории МО Славянский район, проводимого в форме онлайн-опроса среди жителей и хозяйствующих субъектов Славянского района.

СЛУШАЛИ:

1.  Афанасьева Юлия Александровна - начальник управления экономического развития:

Во исполнение требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» муниципальным образованием Славянский район был проведен ежегодный мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг.

Согласно требованиям Стандарта конкуренции, ежегодный мониторинг включает в себя:

мониторинг наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности;

мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках муниципального образования Славянский район и состоянием ценовой конкуренции;

мониторинг удовлетворенности предпринимателей и потребителей качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды муниципального образования Славянский район и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой уполномоченным органом муниципального образования;

мониторинг деятельности субъектов естественных монополий на территории муниципального образования Славянский район;

мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия региона или муниципального образования в которых составляет 50 % и более.

Мониторинг мнения субъектов предпринимательской деятельности и удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках Славянского района является основным механизмом для оценки состояния конкурентной среды.

Целью ежегодного мониторинга является организация и проведение анализа текущего состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Славянского района.

В качестве основного инструмента мониторинга было выбрано электронное анкетирование, которое проводилось в период с 1 августа по 30 ноября 2022 года.

Для проведения мониторинга министерством экономики Краснодарского края были разработаны анкеты для:

предпринимателей;

потребителей товаров и услуг на товарных рынках Краснодарского края.

Формы опросников были размещены на официальном сайте министерства экономики Краснодарского края, а ссылка на них растиражирована через официальный сайт администрации муниципального образования Славянский район, что позволило привлечь значительное число респондентов.

В опросе приняли участие 2577 потребителей товаров и услуг из различных социальных слоев населения: работающие, пенсионеры, студенты и безработные.

Еще 3038 анкету заполнили представители бизнеса:

24,54% - представители индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с численностью до 15 человек;

34,95% - малые предприятия;

40,5% - крупные и средние предприятия.

Проведенный мониторинг позволил выявить причины, ограничивающие здоровую конкуренцию на рынках района, проанализировать их и учесть в ходе совершенствования условий развития бизнеса, его защиты и оказания реальной поддержки.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» на основании информации об оборотах денежных средств совокупность респондентов была представлена при опросах главным образом микропредприятиями с предельным значением дохода до 120 млн. руб. в год - 85,36% и предприятиями, относящимися к категории малый бизнес с доходом от 121 до 800 млн. руб. - 13,71%.

Оставшиеся респонденты - представители среднего и крупного бизнеса. Средние предприятия с доходом от 801 до 2 000 млн. рублей составили - 0,63 %. Участвовавших в опросе крупных предприятий с доходом более 2 000 млн. рублей было выявлено - 0,30%.

При определении географического рынка, который является основным для ведения бизнеса, предприниматели сообщили, что:

Большая часть занимается предпринимательской деятельностью на локальном рынке (муниципальное образование Славянский район) - 30,34%;

часть товаров и услуг предприниматели реализуют на рынках Краснодарского края - 14,53%; на рынки стран зарубежья (кроме СНГ) - 14,10%; на рынках стран СНГ - 14%; на рынках Российской Федерации - 13,97%; на рынках нескольких субъектов Российской Федерации - 12,78%; 0,28% всех предпринимателей затруднились ответить.

По оценке состояния конкуренции, в Славянском районе 86,98% предпринимателей отмечают «очень высокую» и «высокую» конкуренцию. В том, что «конкуренция умеренная» уверены 11,83% предпринимателей. «Слабую» конкуренцию отмечают 0,20%.

Представители бизнеса на вопрос: «Как изменилось число конкурентов бизнеса, который вы представляете на основном рынке товаров и услуг за последние 3 года?» отметили следующее: 86,98% утверждают об увеличении конкурентов на рынках, которые они представляют, 0,93% затруднялись ответить, 11,83% утверждают, что число конкурентов не изменилось, а 0,27% респондентов сообщили о сокращении конкурентов.

Ответы предпринимателей на вопрос: «Что оказало наиболее сильное влияние на увеличение числа конкурентов на рынке, основном для бизнеса, который Вы представляете?» разделились следующим образом: 89,16% отметили появление новых российских конкурентов на рынках, которые они представляют, 10,74% утверждают об изменении нормативно правовой базы, регулирующей деятельность предпринимателей, 0,10% поставили отметки в графе «появление новых иностранных конкурентов».

Среди опрошенных представителей бизнеса Славянского района, наиболее сильное влияние на сокращение числа конкурентов на основном для бизнеса рынке, представителями, которого они являются, 60,99% указали на изменение нормативно-правовой базы, регулирующей деятельности предпринимателей, 34,80% опрошенных представителей бизнеса поставили отметку в графе «уход иностранных конкурентов с рынка», 3,06% отметили произошедшее слияние или поглощений предприятий, 0,96% отметили сильное влияние на сокращение числа конкурентов, позицию об «уходе российских конкурентов с рынка», 0,19% утверждают об «антиконкурентных действиях органов власти/давление со стороны органов власти».

Анализируя ответы респондентов о наличии существенных административных барьеров, видим, что в отчетном году основным по значимости барьером для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса на рынке послужила недостаточность развития транспортной сети, такого мнения придерживаются 6,82 % опрошенных респондентов (1310 чел.).

Вторым по значимости барьером для ведения бизнеса респонденты считают ограничение доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий (электроснабжение, водоснабжение, водоочистка, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение), в том числе экономически высокая стоимость доступа - 6,65 % (1278 чел.). Следом по значимости представители бизнес-сообщества отмечают такие административные барьеры, как: неразвитость инновационной инфраструктуры (включающей в себя научно-исследовательские центры, иные исследовательские и инновацонно-технологические центры) - 6,6 % (1267 чел.), высокие транспортные и логистические издержки - по 6,6 % соответственно (1262 чел.), давление со стороны клиентов - 6,5 % (1250 чел.).

На вопрос «В каких областях Вы наиболее часто сталкивались с административными барьерами?» 12,8 % (1275 чел.) из числа опрошенных респондентов ответили, что сталкивались с административными барьерами при контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью, 12,7 % (1265 чел.) - при сертификации и стандартизации продукции, работ и услуг, 12,64 % (1262 чел.) - при приобретении зданий, помещений.

 Перспективы расширения бизнеса в ближайшие 3 года в планах предпринимателей сводятся к выходу на новые географические рынки - 28,15% и выходу на новые продуктовые рынки (реализация полностью нового для бизнеса товара (работы, услуги) - 27,06%. Однако большинство представителей бизнеса ничего не планируют - 28,59%.

На вопрос «По вашей оценке, как изменился уровень административных барьеров на товарном рынке, основном для бизнеса, который Вы представляете, в течение последних 3 лет?» основная доля опрошенных представителей бизнеса 45,6 % (1388 чел.) ответила, что административные барьеры отсутствуют, как и ранее, 26,7 % (813 чел.) - административные барьеры были полностью устранены, либо, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, чем раньше - 26,4 % (804 чел.).

За 2022 г. в администрацию муниципального образования Славянский район поступило 2729 обращений (сообщений), из них: 1367 (50,1%) письменных; 1362 (49,9%) устных, в том числе в общественную приемную администрации - 200, на телефон «горячей линии» отдела по работе с обращениями граждан - 528.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общее количество обращений увеличилось на 5% (2871 обращений (сообщений).

На вопрос «По вашей оценке, как изменился уровень административных барьеров на товарном рынке, основном для бизнеса, который Вы представляете, в течение последних 3 лет?» основная доля опрошенных представителей бизнеса 45,6 % (1388 чел.) ответила, что административные барьеры отсутствуют, как и ранее, 26,7 % (813 чел.) - административные барьеры были полностью устранены, либо, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, чем раньше - 26,4 % (804 чел.).

За 2022 г. в администрацию муниципального образования Славянский район поступило 2729 обращений (сообщений), из них: 1367 (50,1%) письменных; 1362 (49,9%) устных, в том числе в общественную приемную администрации - 200, на телефон «горячей линии» отдела по работе с обращениями граждан - 528.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общее количество обращений увеличилось на 5% (2871 обращений (сообщений).

Результативность рассмотрения обращений граждан в администрации муниципального образования Славянский район в процентном соотношении от числа рассмотренных такова: даны разъяснения на 58 % обращений, поддержано 3 % обращений, меры приняты по 22 %, отказано 1 %, 16 % находятся на рассмотрении согласно установленных Законодательством сроков. На постоянной основе проводятся проверки качества выполнения работ по обращениям граждан по средствам телефонной связи, а также с выездом на место. Регулярно на сайте администрации муниципального образования Славянский район размещается обзорная информация о выполненных обращениях.

Снижение административных барьеров является одной из главных целей проводимой реформы по оформлению единой системы качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

В 2022 г. администрацией МО Славянский район проводились мероприятия, направленные на оказание различных видов поддержки, а именно: консультационной, информационной, имущественной, инвестиционной, экспортной.

Всего в 2022 году субъектам МСП и самозанятым гражданам муниципальным центром поддержки предпринимателей оказано 426 консультационных услуг, проведено 4 семинара. Кроме того, с 1 июля 2022 г. предприниматели нашего района получили возможность бесплатно воспользоваться услугой по предоставлению рабочего места в коворкинге на базе Союза «Славянская торгово-промышленная палата». В текущем году в рамках поддержки доступны 2 рабочих места, услугой воспользовались 6 предпринимателей.

Активно проводится информирование бизнеса о займах фонда микрофинансирования Краснодарского края, в результате чего 7 наших предпринимателей оформили займы на льготных условиях на общую сумму 24 млн. рублей.

В 2022 г. ИП Белова Л.В., получила субсидию департамента промышленной политики Краснодарского края в размере 1,8 млн. рублей. В результате модернизации производства предприниматель планирует создать дополнительно до 50 новых рабочих мест. Также ИП Белова Л.В. привлекла льготное заёмное финансирование в УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» на общую сумму 10 млн. рублей на пополнение оборотных средств и запуск новой линейки комплектов мужского нательного белья (термобелья, нижнего белья) для нужд военнослужащих.

При поддержке губернатора Краснодарского края Кондратьева В.И. в 2022 году продолжил реализацию проект «Школа молодого предпринимателя. Бизнес молодых». Участниками двух потоков проекта стали 42 представителя нашего района, которые получили возможность бесплатно обучиться основам предпринимательской деятельности. Среди участников, удачно защитивших свои бизнес-проекты и вышедших на этап наставничества, - 5 молодых предпринимателей из Славянского района. Два индивидуальных предпринимателя прошли обучение и получили статус социального предприятия в сферах дошкольное образование и предоставление услуг по дневному уходу за детьми, получили грантовую поддержку от государства в размере 284,4 тыс. рублей.

Центр занятости населения оказал поддержку 4 субъектам МСП на сумму 1,2 млн. рублей в сферах: анти-кафе, ремонт компьютерной техники и комплектующих, заправка и ремонт автокондиционеров, содержание питомника для собак.

Социальный контракт оформили 55 граждан района и получили социальную помощь на общую сумму 12,3 млн. рублей (индустрия красоты, бухгалтерские услуги, изготовление кожгалантереи, оборотной деревянной тары (поддонов), организация праздничных мероприятий, спортивные занятия по тхэквондо, логистические и фотоуслуги, установка теплиц и выращивание овощных и зеленых культур, приобретение крупного рогатого скота и птицы).

47 предпринимателей в области сельскохозяйственного производства получили субсидии на общую сумму 9,0 млн. рублей. В связи со значительным увеличением площади субсидируемых теплиц для ЛПХ имеющих статус «самозанятого» (от 100 кв.м. до 2000 кв. м.) вырос интерес личных подсобных хозяйств, и для этих целей в текущем году 34 ЛПХ оформили статус «самозанятых».

Услугами Фонда развития бизнеса Краснодарского края в 2022 г. воспользовались 175 субъектов МСП, в том числе: консультационными услугами по мерам государственной поддержки - 164 субъекта, гарантиями и поручительством - 5 субъектов, образовательной поддержкой - 6 субъекта.

Образовательной поддержкой Фонда развития инноваций Краснодарского края в отчетном году воспользовались 8 самозанятых граждан. Услугами центра координации поддержки экспорта воспользовалось 19 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Гарантийную поддержку АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на сумму 48 млн. рублей получили 13 субъектов МСП, образовательную поддержку - 3. Финансовую поддержку департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края получил 1 субъект МСП на сумму 0,3 млн. рублей. Финансовую поддержку министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края получил 9 субъектов МСП на сумму 1,6 млн. рублей. Финансовую поддержку Минэкономразвития РФ в качестве предоставления гарантий и поручительств получили 11 субъектов МСП.

Своевременные меры государственной и муниципальной поддержки позволили увеличить оборот субъектов МСП по итогам 2022 г. на 19,6 % по отношению к 2021 году, что в денежном выражении составило более 55 млрд. рублей.

В районе реализуется целый комплекс мероприятий в целях создания благоприятного инвестиционного климата: функционирует инвестиционной портал МО Славянский район, где размещается информация для инвесторов и субъектов МСП, организовано сопровождение инвестиционных проектов, сформирована база актуальных инвестиционных предложений района, включающая 31 инвестиционно привлекательный земельный участок, общей площадью 115 га, на постоянной основе проводятся встречи с инвесторами.

Инструментами в качестве снижения административных барьеров являются: проведение Советов по развитию МСП района, проведение оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов; в 2022 г. проведено 8 ОРВ (из них 2 отрицательных заключения), за 2021 г. проведено 8 ОРВ, из них 1 отрицательное заключение, проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов: по итогам 2022 г. проведено 8 экспертиз нормативных правовых актов, вынесено одно отрицательное заключение, на основании которого внесены изменения в муниципальную программу МО Славянский район «Развитие торговли в МО Славянский район».

Удовлетворенность субъектов предпринимательской деятельности услугами естественных монополий оценивалась по вопросу «С какими проблемами Вы столкнулись при взаимодействии с субъектами естественных монополий?» большая часть респондентов «затрудняются ответить» - 29,6% или же «не сталкивались с подобными проблемами» - 26,7%. С проблемой «навязывание дополнительных услуг» столкнулось 17,2%, а с «взиманием дополнительной платы» 14,9%. 7,2% опрошенных столкнулись с «проблемой заменить приборы учета».

Оказание услуг субъектов естественных монополий по подключению (технологическому присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения в электронном виде реализовано на официальных сайтах ресурсоснабжающих организаций Славянского района.

Анализ оценок официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Славянского района среди предпринимателей позволяет увидеть положительный отзыв о качестве информации размещаемой в открытом доступе (количество участников, данные о перспективах развития конкретных рынков, барьеры входа на рынок и т.д.) и деятельности по содействию развитию конкуренции.

При опросе, представители бизнеса оценили доступность информации так, что при подсчете ответов более 99,2% высказалось об удовлетворительности размещаемой информации на официальном сайте муниципального образования Славянский район. Оставшиеся отметки разделились среди «скорее удовлетворен» - 0,2% и затруднившимися ответить - 0,6%.

Подводя итог уровня понятности информации, можно утверждать, что данный показатель (99,2%) отображает, что администрацией района удается предоставлять довольно понятную и доступную информацию.

О состоянии конкуренции на товарных рынках муниципального образования Славянский район можно судить по опросам потребителей.

Количество потребителей товаров и услуг, принявших участие в опросе:

№ п/п

Категория граждан

Количество опрошенных,

(человек)

Доля категории граждан в общем числе опрошенных, (%)

1.

Работаю

2170

84,47

2.

Пенсионер

69

2,69

3.

Учусь/студент

93

3,62

4.

Без работы

54

2,10

5.

Самозанят

62

2,41

6.

Домохозяйка

73

2,84

7.

Предприниматель

40

1,87

Анализируя оценку удовлетворенности населения количеством организаций, функционирующих на рынке жилищно-коммунального хозяйства, можно отметить, что мнения респондентов разделились. В 2022 году большая часть населения (более 90%) отметили, что организаций в этой сфере достаточно.

Из всех принявших в опросе жителей в 2022 году - более 56% скорее удовлетворены жилищно-коммунальными услугами.

 

Удовлетворен

Скорее удовлетворен

Скорее не удовлетворен

Не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Водоснабжение, водоотведение

26,89

33,56

13,74

14,74

11,07

Водоочистка

25,47

29,43

14,35

16,11

14,63

Газоснабжение

35,67

39,19

7,85

6,57

10,73

Электроснабжение

34,05

37,58

10,34

8,29

9,74

Теплоснабжение

30,65

32,89

9,05

7,49

19,91

Телефонная связь

31,28

34,70

10,75

8,62

14,65

Уровень развития конкурентной среды на рынках в сфере ЖКХ оказывает значительное влияние на уровень и качество жизни населения, так как касается удовлетворения одной из базовых потребностей - потребности в комфортном и благоустроенном жилище, а также на условиях предпринимательской деятельности и конкуренции в муниципальной экономике. Состояние конкурентной среды в сфере ЖКХ, в первую очередь, определяется ее состоянием на рынке управления и технического обслуживания жилищного фонда, являющегося объединяющим, координирующим звеном деятельности участников всех остальных рынков в сфере ЖКХ.

Основными проблемами, препятствующими развитию конкурентной среды на рынке ЖКХ, можно назвать: отсутствие у потребителей выбора поставщика коммунальных услуг; невысокий профессиональный уровень управляющих компаний и ТСЖ. Преобладание мер административного воздействия над экономическими, неразвитость конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, высокая степень износа основных фондов - все это сформировало затратную часть тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Для решения этой проблемы ежегодно из бюджетов разных уровней выделяются средства государственной поддержки. Обеспечение информационной открытости и подконтрольности жилищно-коммунального хозяйства района является одной из основных составляющих развития конкуренции в данном секторе услуг.

В целом, показатели мониторинга состояния конкурентной среды на социально-значимых и приоритетных рынках МО Славянский район можно назвать удовлетворительными, но всегда есть куда стремиться, и мы предлагаем продолжить работу для улучшения состояния конкурентной среды по всем направлениям и сделать эту работу еще более продуктивной и нацеленной на результат.

 

РЕШИЛИ:

1. Управлению экономического развития администрации муниципального образования Славянский район обеспечить размещение результатов мониторинга состояния конкурентной среды на социально-значимых и приоритетных рынках МО Славянский район на официальном сайте администрации района в разделе «Стандарт развития конкуренции».

 

Первый заместитель главы муниципального
образования Славянский район
(вопросы  экономического развития),
заместитель председателя рабочей группы

 

 

 

Е.В. Колдомасов

 

 

 

Секретарь

 

 

 

Д.С. Бакулина

20 февраля 2023, 10:31 / Просмотров: 63

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях государственной службы
Разработано в АЛЬФА Системс