Администрация
Протокол № 4 от 22.04.2021г Заседания рабочей группы по внедрению на территории МО Славянский район Стандарта развития конкуренции МО Славянский район на тему: «Обзор изменений в законодательстве в сфере малого и среднего предпринимательства в 2021 году»
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ПРОТОКОЛ № 4
Заседания рабочей группы по внедрению на территории
муниципального образования Славянский район
Стандарта развития конкуренции
муниципального образования Славянский район на тему:
«Обзор изменений в законодательстве в сфере малого и среднего
предпринимательства в 2021 году».
22 апреля 2021 года г. Славянск-на-Кубани
211 каб. 10.00 час.
Председатель - Синяговский Р.И.
Секретарь - Сороколет О.Ю.
Присутствовали: Синяговский Р.И., Литовка Г.В., Пахарь В.П., Берсенева Т.А., Щеглов А.С., Игнатов В.А., Сороколет А.В., Сергиенко И.В., Титаренко В.И., Курячая Г.А., Черноусова Г.И., Носань В.А., Рудиченко А.И., Будяк А.С., Семко А.Г. Теленьга Е.В., Стригуненко К.И., Шестопалов С.В., Леонов Е.В., Михайленко В.И., Сайганова Т.В., Бельдиев А.И., Трегубова Л.Н., Дмитриченко А.Е., Пономарев А.В., Симоненко В.А., Пижанова И.Ю., Друзяка Н.П., Мороз С.И.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Обзор изменений в законодательстве в сфере малого и среднего предпринимательства в 2021 году.
СЛУШАЛИ:
1. Рудиченко Алена Ильинична - заместитель начальника управления экономического развития, начальник отдела экономического анализа и про-гноза.
С 2021 года предприниматели обязаны вести бизнес по новым правилам. Законодательные изменения коснулись практически всех этапов деятельности.
1. Со 2 января введен новый штраф для учреждений (Федеральный закон от 22.12.2020 № 453-ФЗ).
Очередные изменения внесены в Кодекс об административных правонарушениях. С 2021 года к таковым относится нарушение заказчиком установленного законодательством в сфере закупок срока оплаты товаров, работ, услуг по договору или его отдельному этапу, заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства. Теперь за просрочку оплаты по договору организации-заказчику грозит административный штраф:
- на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
- на организацию - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Напомним, в силу ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, за исключением случаев, поименованных в этой же статье.
2. Статистическая отчетность стала электронной (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 500-ФЗ).
Изменения в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» закрепляют необходимость предоставления статистической отчетности в электронной форме.
Если еще в 2020 году закон позволял статистические данные подавать на бумажных носителях или в электронном виде, то теперь такого выбора у респондентов нет - с 2021 года все отчеты в органы статистики нужно представлять только в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. При этом вид электронной подписи определяется субъектами официального статистического учета самостоятельно, за некоторыми исключениями.
Как поясняют законодатели, прием статистической отчетности на бумаге не в полной мере отвечает задачам цифровизации в сфере госуправления и сопряжен со снижением качества работы с этими данными, риском их недостоверности ввиду возможных ошибок при последующем переводе статистических данных в электронный вид, увеличением времени на получение данных от организаций вплоть до нескольких недель после истечения срока их предоставления с учетом необходимости письменного уведомления отправителей об ошибках.
3. Субъектов малого предпринимательства освободили от проведения обязательного аудита (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ).
Скорректирован перечень лиц, подлежащих обязательному аудиту.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности в новой редакции, вступившей в силу 1 января 2021 года, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций:
- ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
- являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
- имеющих организационно-правовую форму фонда (за некоторыми исключениями), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн. рублей.
Кроме этого, обязательный аудит должны проводить организации, которые соответствуют хотя бы одному из следующих условий:
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, по данным налогового учета, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн. руб.;
- сумма активов баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн. руб.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства освобождены от проведения аудита.
Изменения вступили в силу с 1 января 2021 года. Однако если организация уже заключила договор на проведение обязательного аудита и по нему начато исполнение, то новые правила будут применяться в отношении отчетности, начиная с отчетности за 2021 год.
4. С 11 января - новая форма заявления на получение патента (Приказ ФНС России от 9 декабря 2020 г. № КЧ-7-3/891@ (зарег. в Минюсте РФ 31.12.2020)).
Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ предусмотрено расширение перечня видов деятельности, в отношении которых с 1 января 2021 года может применяться ПСН. В связи с этим ФНС утвердила новые:
- форму заявления на получение патента;
- формат представления заявления на получение патента в электронной форме;
- порядок заполнения формы заявления на получение патента.
Приказ действует с 11 января 2021 года. Предыдущий аналогичный приказ утратил силу.
Напомним, что до этой даты ФНС России рекомендовала временную форму заявления на получение патента, формат ее представления в электронной форме, а также порядок заполнения указанной формы.
5. С отчета за 2021 год - новая форма декларации по УСН (Приказ ФНС России от 25 декабря 2020 г. N ЕД-7-3/958@ (зарег. в Минюсте 20.01.2021)).
ФНС утвердила новые форму декларации по УСН, ее электронный формат и порядок заполнения.
Поправки связаны с введением с 2021 года переходного периода для применения УСН при превышении выручки и / или численности.
В декларации по УСН появилось новое поле «Код признака применения налоговой ставки», в котором надо будет указывать коды для разных ставок:
«1» - для основной ставки (6 %, 15 % или пониженных ставок в субъекте РФ);
«2» - для повышенной ставки (8 % или 20 %).
Кроме того, введены строки и коды для отражения льготных ставок, установленных субъектом РФ. В них надо будет указывать код в соответствии с Приложением № 5 к Порядку заполнения, а также номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, которым установлена льготная ставка.
Приказ применяется, начиная с декларирования налога по УСН за 2021 год.
6. Взносы ИП из пострадавших отраслей за 2020 год: максимальный лимит рассчитывается по полному тарифу (Письмо Минфина России от 19 января 2021 г. № 03-15-05/2387).
Статья 430 НК РФ дополнена пунктом 1.1, в соответствии с которым для ИП, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, особо пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, страховые взносы на ОПС в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей. При этом от уплаты страховых взносов на ОПС в размере 1 % с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за год, ИП не освобождены.
Разъяснено, что лимит взносов для таких ИП на 2020 год рассчитывается в восьмикратном размере нормального (не льготного) фиксированного тарифа страховых взносов на ОПС, установленного абзацем вторым пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ (32 448 руб.), то есть составляет 259 584 руб.
7. У бизнеса появилась еще одна возможность влиять на ведомствен-ное нормотворчество (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2454)
По замыслу авторов контрольно-надзорной реформы, после обновления законодательства (в рамках «регуляторной гильотины») необходимо начать планомерную работу по «вычислению» избыточных, невыполнимых, противоречивых обязательных требований - собственно, по оценке того, насколько они плохи или же удачны.
Установлена следующая схема такой работы:
- сначала орган власти, который полномочен на правовое регулирование в своей отрасли, готовит перечень актов, которые следует оценить в ближайшем календарном году (туда включаются те, срок действия которых закончится в ближайшие 2-3 года; Президент и Кабмин могут дополнить список любым актом по своему усмотрению);
- не позднее 1 сентября проект этого перечня публикуется на портале regulation.gov.ru, обсуждается не менее 4 недель и дорабатывается с учетом обсуждения. В рамках публичного обсуждения орган госвласти может проводить совещания, заседания, деловые завтраки и прочие мероприятия с участием «субъектов регулирования». Доработанный перечень вновь появляется на упомянутом портале уже 1 декабря;
- зимою все акты, попавшие в перечень, оцениваются ведомством на предмет того, помогают ли они (мешают, бесполезны) в достижении тех це-лей, для которых и были приняты, для чего чиновники используют результаты надзорной деятельности, мониторинга, анализ судебной практики и т.п. (оценивают, например, уменьшило ли количество пожаров и жертв требование о размещении знаков «Курение запрещено»). Об итогах этой оценки ведомство составляет проект доклада, в котором обязательно должны быть разделы с результатами оценки применения «иллюстрируемых» норм, и с выводами и предложениями. Кстати, обращения бизнес-субъектов, поступившие в том числе в рамках публичного обсуждения, также обязательны в качестве источников ин-формации для подготовки доклада;
- оценка применения норм основывается, в том числе, на оценке затрат, необходимых для исполнения норм, динамике роста/падения бизнеса в соответствующей сфере, количестве наказанных бизнес-субъектов, количестве жалоб от бизнес-субъектов на проверяемые нормы, количестве судебных дел об оспаривании НПА в данной сфере. Если при оценке выяснится, что проверяемая норма противоречит другим нормам, или дублирует другую норму, или неопределенна, некорректна, неоднозначна, или морально устарела, или устойчиво применяется «на местах» по-разному, или что просто нет однозначных критериев оценки её соблюдения, то орган власти обязан сделать в докладе вывод о том, что эту норму нужно либо обновлять, либо отменять;
- проект доклада публикуется на regulation.gov.ru к 1 марта, проводятся его обсуждения и утверждение,
- затем проект доклада (со сводкой поступивших на regulation.gov.ru замечаний) направляется в Минюст и в Минэкономразвития, последний - по изучении доклада с учетом мнения Минюста - формирует собственную позицию о том, какие из оцененных норм нужно менять, а какие - нет. Соответствующее заключение размещается в сети, и снова - на regulation.gov.ru (если доклад сделан качественно. А если нет - Минэкономразвития вернет его на доработку);
- на основе указаний из МЭР отраслевое ведомство - по каждому оце-ненному акту - принимает решение: «отменить», «скорректировать», «оста-вить в покое». В самых запутанных случаях можно «отправить» спорный акт на оценку фактического воздействия. Эти решения и сам доклад, наконец, публикуются на regulation.gov.ru, а решения по актам - претворяются в жизнь.
Таким образом, бизнес-сообщество получило дополнительные правовые инструменты для косвенного влияния на судьбу нормативно-правовых актов, содержащих обязательные правила: жалобы в орган власти, участие в обсуждении на regulation.gov.ru и судебное оспаривание правила не должны, по идее, остаться незамеченными.
8. Возможности патентной системы налогообложения расширили.
С 2021 года сферы применения патентной системы налогообложения расширены. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесе-ны Федеральным законом № 373-ФЗ от 23.11.2020.
Это позволит плательщикам единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который отменился с 1 января 2021 года, наиболее комфортно перейти на ПСН, так как данный режим максимально похож на ЕНВД.
Плательщики ПСН так же, как и плательщики ЕНВД, получат право уменьшать сумму налога, исчисленную за налоговый период, на страховые взносы.
Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, в том числе теми, которые применялись в рамках ЕНВД: автостоянки, ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств. Субъекты РФ получат право вводить на своей территории ПСН в отношении любых видов деятельности, перечисленных в ОКВЭД, устанавливать в отношении таких видов деятельности любые физические показатели для расчета налоговой базы по ПСН.
Увеличены ограничения по площади в отношении розничной торговли и оказания услуг общественного питания с 50 до 150 кв. м.
До принятия соответствующих законов субъектов Российской Федера-ции предусмотрен переходный период, в рамках которого налогопла-тельщики смогут до 31.03.2021 применять ПСН по видам деятельности «розничная торговля», «общепит», «стоянка автомобилей» и «автома-стерские» на расчетных условиях, максимально приближенным к дей-ствующим на ЕНВД в 2020 году. Такие патенты могут быть получены индивидуальными предпринимателями, если они применяли ЕНВД по соответствующему виду предпринимательской деятельности в четвертом квартале 2020 года.
9. Вводится лимиты по доходам и средней численности для УСН.
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 31.07.2020 N 266-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" изменены условия, при которых налогоплательщики вправе применять УСН (п.4 и п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации).
Так,
- максимальная средняя численность работников в отчетном (налоговом) пе-риоде увеличена до 130 человек;
- доходы за отчетный (налоговый) период ограничены 200 млн рублей.
В случаях если доходы в отчетном (налоговом) периоде, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода, составили более 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) средняя численность за отчетный (налоговый) период превысила 100 человек, но не более чем на 30 работников предусмотрено повышение налоговых ставок:
- 8% - для объекта налогообложения "доходы";
- 20% - для объекта "доходы минус расходы".
По повышенной ставке облагается часть налоговой базы, приходящаяся на период с начала квартала, в котором допущены превышения.
10. Новые требования к номенклатуре чека.
Начиная с февраля 2021 года не только название товарной позиции, но и ее объем, а также количество обязательно должно прописываться в кассовом чеке. То же самое касается и чеков, выдаваемых при оказании определенных услуг или выполнении различных работ.
Неисполнение этого требования считается нарушением порядка и условий применения ККТ, ответственность за которое также предусмотрена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ, штраф с должностного лица в размере от 1 500 руб. до 3 000 руб., с юридических лиц от 5 000 руб. до 10 000 рублей. Такая же ответственность ляжет на пользователя ККТ, если у него не достоверно указаны ФИО кассира осуществляющего расчеты.
11. Заканчивается отсрочка по применению онлайн-касс.
C 7 июня 2019 года вступил в силу Федеральный закон №129-ФЗ, которым приняты поправки к Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», предусматривающие, в частности, продление до 1 июля 2021 года срока неприменения онлайн-касс для индивидуальных предпринимателей.
Обходиться без онлайн-касс смогут предприниматели (вне зависимости от системы налогообложения), не имеющие наемных работников, при реализации товаров собственного производства и при выполнении работ, оказании услуг своими силами.
При этом, в случае заключения трудового договора с работником, предприниматели обязаны в течение тридцати календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику.
Среди поправок есть изменения, касающиеся учреждений. Так, при безналичных расчетах с населением (за исключением оплаты с предъявлением банковской карты) контрольно-кассовую технику могут не применять:
- образовательные организации при оказании услуг в сфере образования;
- физкультурно-спортивные организации при оказании услуг в сфере физкультуры и спорта;
- дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, дома фольклора, дома ремесел, дома досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные центры при оказании услуг в области культуры.
Кроме того, с учетом внесенных изменений, контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов (за исключением оплаты с предъявлением банковской карты) товариществами собственников недвижимости (в том числе, товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
12. Налоговые каникулы продлили еще на три года.
Это правило распространяется на недавно зарегистрированных ИП. Предполагалось, что мера будет действовать только до 2020 года, но ее продлили до конца 2023 года.
РЕШИЛИ:
Управлению экономического развития администрации муниципального образования Славянский район:
1) обеспечить размещение информации на официальном сайте администрации района в разделе «Стандарт конкуренции».
Первый заместитель главы муниципального
образования Славянский район
(вопросы экономического развития),
заместитель председателя рабочей группы Е.В. Колдомасов
Секретарь О.Ю. Сороколет
27 апреля 2021, 15:25 / Просмотров: 332