Администрация
Протокол № 7 от 28.08.2020 Развитие конкуренции в сельском хозяйстве
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ПРОТОКОЛ № 7
Заседания рабочей группы по внедрению на территории
муниципального образования Славянский район
Стандарта развития конкуренции
муниципального образования Славянский район на тему:
«Развитие конкуренции в сельском хозяйстве»
28 августа 2020 года г. Славянск-на-Кубани
Кабинет № 211 14-00 ч
Председатель - Синяговский Р.И.
Секретарь - Э.У. Гогохиа
Присутствовали: Синяговский Р.И., Литовка Г.В., Пахарь В.П., Яценко В.Е., Берсенева Т.А., Щеглов А.С., Сороколет А.В., Афанасьева Ю.А., Бойкова Н.Е., Сергиенко И.В., Титаренко В.И., Курячая Г.А., Черноусова Г.И., Будяк А.С., Семко А.Г. Теленьга Е.В., Стригуненко К.И., Крутько А.М., Леонов Е.В., Михайленко В.И., Сайганова Т.В., Бельдиев А.И., Трегубова Л.Н., Дмитриченко А.Е., Пономарев А.В., Симоненко В.А., Пижанова И.Ю., Друзяка Н.П., Чубаев С.Н., Мороз С.И.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Развитие конкуренции в сельском хозяйстве
СЛУШАЛИ:
Лысенкова Александра Валентиновича - исполняющего обязанности заместителя главы муниципального образования Славянский район, начальника управления сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс имеет довольно важное значение для нашего государства. Его можно отнести к числу главных народохозяйственных комплексов, которые определяют условия поддержания жизнедеятельности людей.
Значимость его не только в обеспечении потребностей общества в продуктах питания, но в том, что он существенно воздействует на занятость народонаселения и эффективность всего национального производства.
Сельское хозяйство России включает сферы, которые имеют тесные экономические и производственные взаимоотношения, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие АПК и перерабатывающую промышленность средствами производства.
Сельское хозяйство нуждается в приобретении средств для формирования более новых и модернизации уже существующих производств, освоения новейших технологий, для насыщения потребительского рынка сельскохозяйственной продукцией, реализации социальных целей, следовательно, необходима государственная поддержка, которая вытекает из особенностей отрасли сельского хозяйства.
В результате проведенного анализа отрасли сельского хозяйства систематизированы и сгруппированы основные факторы сельскохозяйственного производства, которые влияют и позволяют активному существованию и развитию данной сферы.
Земля как основной фактор производства, влияющий на сельское хозяйство. Качественное состояние земли улучшается при ее рациональном хозяйственном применении как средства производства. Однако для поддержания необходимого уровня плодородия следует возмещать не только использованные питательные вещества почвы, но и восстанавливать качественные показатели (содержание гумуса, уровень кислотности, состояние водно-воздушного режима и т. д.), что связано со значительными материально-техническими и финансовыми вложениями.
Окупаемость основных объемов инвестиций значительно растянута во времени и исчисляется несколькими годами (известкование, мелиорация, гипсование и т. д.), что сдерживает вложение средств в сельское хозяйство. Чтобы смягчить влияние этих объективных факторов, нужно земельные угодья, независимо от форм собственности, рассматривать как общенациональное достояние, затраты на их сохранение, а также затраты, связанные с формированием социальной инфраструктуры села, развитием сельских территорий, должны финансироваться из бюджетов всех уровней.
Природные условия как фактор рискованного земледелия. В процессе производства сельскохозяйственной продукции деятельность человека связана с неподвластными ему природными условиями: наводнения, засуха, заморозки в летний период, в связи с этим вероятность окупаемости капитала и получения прибыли связаны с большим риском.
В сельском хозяйстве происходит более быстрый износ производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах (работа с минеральными удобрениями и ядохимикатами) для этого предлагают государственное страхование основных фондов, у которых физический износ наступит быстрее, чем их срок полезного использования.
Государственная поддержка как источник финансирования сельского хозяйства. Отличие сельскохозяйственного производства от большинства секторов экономики заключается в том, что оно менее эффективно по сравнению с ними. Вложенный в него капитал приносит меньшую прибыль. Поэтому низкодоходное сельское хозяйство не в состоянии на равных (по сравнению с промышленностью) участвовать в межотраслевой конкуренции без внешней поддержки, в том числе государственной.
Научно-технический прогресс как фактор развития сельского хозяйства. В настоящее время новые технологии в эту отрасль внедряются медленнее, чем в промышленности. Не все сельхозтоваропроизводители перешли на беспривязное содержание коров. Поэтому считается, что целевые программы должны иметь инновационную направленность.
Конкурентоспособность как фактор продвижение сельхозпродукции на рынок. Сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, неадекватностью реагирования на условия и требования рынка. При падении спроса на продукцию отечественного производителя сельское хозяйство в силу своей инертности не может быстро приспособиться к меняющейся обстановке. Поэтому очень значима необходимость бюджетной поддержки, которая обусловлена тем, что сельское хозяйство в условиях рынка не может в силу своей специфики успешно участвовать в межотраслевой конкуренции. Также отмечается, что сельскохозяйственное производство, которое характеризуется сезонностью и длительностью производственного цикла, сильной зависимостью от природно-климатических факторов, и что из-за неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, низкой инвестиционной привлекательности и покупательной способности населения страны и ряда других негативных факторов сельское хозяйство является убыточным или в лучшем случае низкорентабельной отраслью.
Цена как фактор условия рыночной экономики. Ценообразование на сельхозпродукцию должно контролироваться и регулироваться на законодательном уровне. В условиях нерегулируемой рыночной экономики, при свободной конкуренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значительно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции.
Интенсивное развитие конкуренции в сельскохозяйственной отрасли закономерно растет в условиях вступления РФ в ВТО, когда комплекс инструментов, которые может применять наша страна для защиты своих же производителей, довольно ощутимо ограничен.
Показатели динамики объёма бюджетных средств, которые выделяются на развитие подотрасли растениеводства и животноводства, а так же на переработку и реализацию их продукции.
Объем бюджетных средств, выделяемых на поддержку растениеводства и животноводства, продемонстрирован в динамике ниже:
Анализ показал, что основной объем средств идет в направлении поддержки растениеводства: совокупное количество выделяемых на поддержку такого направления бюджетных средств включает за 2013-2020 гг. 655,4 млрд.руб., в то время как на животноводство будет выделено 446,4 млрд.руб.
Подобная пропорция взаимосвязана рисками этого типа деятельности: эффективность растениеводческой сфере в большей мере находится в зависимости от погодных условий, при этом в более развитых государствах компенсация ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на растениеводстве, реализуются с применением страховых механизмов. Увеличение объема средств государственной поддержки растениеводства в пределах программы свидетельствует о том, что наша страна и по окончании 2020 года не планирует завершать поддержку подобного направления.
В настоящее время, наиболее активную позицию в кредитовании сельского хозяйства играет ОАО «Россельхозбанк» - банк с активным государственным участием, который построен по модели специального отраслевого банка.
В практике более развитых государств по мере укрепления конкурентных позиций аграрной сферы средства финансовой помощи постепенно замещаются методами частных инвесторов, так как рентабельность становится более высокой и сельскохозяйственные компании обретают способность самостоятельного погашения обязательств.
Статистический анализ сельскохозяйственного производства в Российской Федерации не позволяет утверждать о стабильном ее развитии, в связи с чем государственную политику по оказанию помощи данной сфере на сегодняшний день необходимо признать нерезультативной: за годы выполнения мероприятий государственной поддержки, сельское хозяйство по-прежнему находится в зависимости от внешних факторов, а инвестирование и кредитование в исследуемой сфере сдерживается такими причинами, как:
- большие сроки окупаемости проектов в сельском хозяйстве, которые обусловлены низкой рентабельностью сферы. В среднем сроки окупаемости проектов по модернизации имеющихся или приобретению новых основных производственных фондов составляют 20-25 лет, а иногда и свыше 30 лет. При этом отечественные коммерческие банки не имеют привлеченные ресурсы подобной срочности, так как главный источник средств - вклады народонаселения и предприятий - имеют маленькие сроки размещения (в основном 2-4 года);
- высокая степень рисков, которая обусловлена природными факторами, их нельзя предвидеть с требуемой точностью. Данная проблема в большей мере выражена в растениеводстве, где невозможно предсказать изменения климата в долгосрочной перспективе, негативные погодные явления, такие как засуха, заморозки или град. Но, в животноводстве данный фактор тоже имеется, что может быть выражено, к примеру, в эпизоотиях и колебаниях цен на корма. Для коммерческого банка кредитование заемщика, риски которого не поддаются объективной оценке, затруднительно, так как он вынужден строить по таким кредитам максимальные резервы;
- отсутствие ликвидного залога. Основные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые предлагаются в качестве залога при кредитовании в коммерческих банках, имеют весьма низкую ликвидность. Здания и сооружения сельскохозяйственного назначения, как известно, располагаются далеко от крупных населенных городов, имеют узкоспециализированное назначение. Фактически их невозможно применять иным образом, кроме как для занятия сельским хозяйством. Такая ситуация справедлива и для машин и оборудования, которые, за исключением автотранспорта, также узкоспециализированы. Еще, тяжелые условия эксплуатации ведут к скоротечному износу и падению залоговой стоимости сельскохозяйственной техники. Довольно часто отсутствие оформленных прав на основные средства. Особенно актуальна такая проблема для земельных участков сельскохозяйственного назначения, что делает невозможным их реализацию в качестве предмета залога;
- длительный производственный цикл, характерный для сельскохозяйственного производства, что сокращает оборачиваемость денежных средств и способен вызвать дополнительные проблемы как с обслуживанием приобретенных кредитов, так и с их погашением. Производственные затраты и продажа готовой продукции в сельском хозяйстве разнесены во времени, что уменьшает показатели эффективности компаний;
- несовершенство отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, вследствие чего довольно трудно объективно давать оценку их финансово-хозяйственной деятельности и платежеспособности. Такая проблема присуща как малым и средним компаниям, так как они не могут позволить себе содержать в штате высококвалифицированных специалистов по взаимодействию с коммерческими банками. Многие организации проводят упрощенную бухгалтерскую отчетность, по которой работникам банка трудно дать оценку платежеспособности потенциального заемщика. Только большие сельскохозяйственные товаропроизводители имеют аудиторские заключения;
- отсутствие развитой системы сельскохозяйственного страхования, которая помогла бы сократить риски как заемщиков, так и коммерческих банков, кредитующих аграрную отрасль. Предлагаемые в современное время отдельными страховыми организациями условия по страхованию посевов, как известно, неприемлемы для сельскохозяйственных компаний из-за слишком высоких тарифов. Кроме того, страхование посевов необходимо производить весной или осенью (для озимых), когда фирмы остро нуждаются в денежных средствах для проведения посевной или уборочной и, следовательно, не могут позволить себе дополнительные затраты.
Значит, можно сделать вывод о том, что сельское хозяйство Российской Федерации развивавалось в 2010-2020 годах неравномерно, при этом изменение внешних условий ведения бизнеса в данной сфере характеризуется и благоприятными изменениями: налоговое стимулирование, выполнение мер государственной поддержки, ориентация на импортозамещение и введение продуктового эмбарго и т.п. Совокупное производство сельскохозяйственной товаропродукции в стоимостном выражении ежегодно растет в среднем на 23%, при этом производство товаропродукции растениеводства менялось в анализируемый период нестабильно и в значительной степени находилось в зависимости от благоприятных погодных условий, а динамика животноводческой товаропродукции была более равномерной и характеризовалась ежегодным ростом. В структуре сельскохозяйственного производства ярко выражено увеличение доли крупнотоварного производства сельскохозяйственных предприятий и смещение пропорций в сторону роста доли растениеводческого производства. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей представлена налоговым стимулированием, разнообразными формами непосредственной финансовой помощи, реализацией Государственной программы поддержки сельского хозяйства в 2013-2020 гг. и ряда отраслевых подпрограмм, в которых большая роль отведена субсидированию затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по кредитам и страхованию. При этом в настоящее время не сформированы условия для постепенного замещения финансовых средств государственного бюджета другими источниками капитала для данной сферы - прибылью и кредитными ресурсами. Анализ статистических данных продемонстрировал нам, что в конкретные годы изучаемого периода без государственной поддержки сельское хозяйство было бы убыточным, что не позволяет рассчитывать на собственные источники пополнения капитала. Также, не беря в расчет общий рост объемов банковского кредитования сферы существуют определенные проблемы на пути обеспечения доступность кредитов банков для сельскохозяйственных предприятий.
В целях управления издержками и выбора амортизационной политики рекомендуется применять данные финансово-статистического анализа, которые предоставляют первоначальное представление об уровне издержек с\х организации, а также уровне рентабельности. При разработке учетной политики аграрных компаний рекомендовано выбрать такие способы калькулирования себестоимости, которые предоставляют наиболее наглядным представлением о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов.
При разработке учетной политики службам, выполняющим процесс планирования деятельности с\х компании, вместе с бухгалтерией необходимо правильно подобрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либо выбрать способ отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной товаропродукции.
В целях формирования предпосылок для эффективной аналитической работы и улучшения качества принимаемых финансово-статистических решений необходимо четко найти и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:
- переменные затраты, которые увеличиваются либо сокращаются пропорционально объему производства. Данные расходы на закупку сырья и материалов, употребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и иные расходы;
- постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К подобным затратам можно отнести амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;
- смешанные затраты, которые состоят из постоянной и переменной части. К подобным затратам можно отнести, к примеру, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.
Огромную роль при построении финансовой политики с\х организации имеет выбор амортизационной политики. Компания может использовать способ ускоренной амортизации, выращивая тем самым издержки, произвести переоценку основных средств беря во внимание рыночную стоимость либо по рекомендуемым коэффициентам, что снова окажет воздействие на издержки производства, на сумму налога на имущество, а значит, на уровень внереализационных расходов. А значит, сумма амортизации оказывает воздействие и на налогооблагаемую прибыль организации. Построение надежной и гибкой системы управления финансами, которая направлена на разрешение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, поможет существенно ускорить реорганизацию деятельности компании. Функционирование подобной системы требует тесного взаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других служб компании. Новая система финансового планирования должна быть нацелена на:
- увеличение управляемости и адаптированности с\х организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
- обеспечение оперативного получения информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления компанией.
С переходом на качественно иной уровень текущего планирования с\х организация расширяет внутренние возможности накоплений для модернизации производства, становится более привлекательным для сторонних инвесторов. Внедрение системы сквозного статистического планирования делает организацию информационно - "прозрачным" для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности компании в приобретении долгосрочных кредитов.
Для рационализации управления финансовыми ресурсами с\х компании полезно также провести такие организационные мероприятия, как:
- в организационно-управленческой структуре фирмы выделить финансово-экономический отдел;
- организовать теоретическую переподготовку кадров всех служб, включая бухгалтерских сотрудников по управлению финансовыми ресурсами компании либо любой другой программе аналогичного содержания;
- произвести инвентаризацию основных средств с целью выявления технически непригодного оборудования;
- разработать график плановых предупредительных ремонтов основных средств, ужесточить контроль за их применением;
- разработать платежный календарь, вести контроль состояния расчетов с поставщиками и заказчиками;
- ввести в практику на постоянной основе проведение экономического анализа деятельности с\х компании, сформировать информационно-аналитическую базу;
- с целью снижения издержек на хранение и обеспечения непрерывной деятельности с\х компании провести инвентаризацию производственных запасов, найти неликвидные, испорченные, дефицитные запасы, определить оптимальный объем производственных запасов.
¾ Увеличение объема продаж за счет интенсификации производства.
Интенсивное развитие предполагает улучшение применения каждого гектара обрабатываемой земли, роста ее продуктивности на основе достижений научно-технического прогресса, усовершенствования методов и форм организации производства.
Под интенсификацией с/х необходимо подразумевать дополнительные вложения материальных средств, а зачастую и живого труда на той же площади, реализуемые на основе усовершенствования техники и технологии производства с целью увеличения объема производства и роста его эффективности при одновременном скачке экономического плодородия земли и сохранении окружающей среды.
Интенсификация - это непрерывный процесс освоения новых технических методов и технологий, высокоурожайных сортов, постоянно развивающихся форм управления, организации и оплаты труда, увеличения качества с/х продукции и т.д.
К примеру, увеличение среднегодовой з/п сотрудникам на 95,2% и фондовооруженности на 25,9% может привести к неоднократному росту продуктивности их труда на 89,2%. Сокращение числа сотрудников на 25% при сохранении численности отработанных ими человекочасов на прежнем уровне произошло на фоне интенсивного роста валовой продукции с\х организаций на 61,8%. Беря во внимание то, что основные фонды с\х компаний почти не изменились и слабое обновление с/х оборудования, можно смело утверждать о том, что в повышении эффективности труда на любой с\х фирме были достигнуты значительные успехи.
Следовательно, интенсификация производства в с\х организации уже активно проводится и главным образом воздействует на итоги его хозяйственной деятельности. Для дальнейшего улучшения эффективности производства в условиях дефицита материальных средств необходимо шире использовать сберегающие технологии, которые предусматривают:
- освоение научно обоснованных севооборотов, усовершенствование семеноводства и племенной работы в животноводстве;
- применение семян высокого качества и перспективных сортов;
- использование высокопроизводительной техники в комбинированных и широкозахватных агрегатах;
- совмещать друг с другом технологические операции;
- использовать интегрированные системы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков;
- вносить научно обоснованных доз минеральных и органических удобрений;
- четко организовать свой труд.
¾ Усовершенствование отраслевой структуры и каналов реализации.
Неудовлетворительное состояние каналов реализации довольно быстро сокращает пользу от интенсификации производства, так как производимую продукцию, во-первых, не всегда удается полностью реализовать и, во-вторых, приходится ее реализовывать по более заниженным ценам, что значительно сокращает прибыль от производства того или иного вида продукции.
Значит, главным резервом роста объема реализации с\х продукции является увеличение и улучшение каналов ее реализации, в большей мере зерна. Усовершенствование каналов реализации зерна поможет приобрести стабильную прибыль от реализации зерна и избежать его длительного хранения, что несомненно будет являться стимулом для дальнейшей интенсификации и роста объемов производства и реализации зерновых.
С проблемой усовершенствования каналов реализации с\х продукции также связана и проблема улучшения отраслевой структуры организаций. Для приобретения максимально большой прибыли компании должны специализироваться на производстве с\х продукции, которая пользуется максимальным спросом, производство которой обладает наибольшей рентабельностью. Главный резерв - увеличение растениеводства с помощью отвода ресурсов из животноводства, разумеется, при отлаженных каналах реализации зерна.
¾ Улучшение качества продукции.
С проблемой усовершенствования каналов реализации с\х продукции тесно взаимосвязана проблема роста ее качества. Качество с\х продукции относится к числу наиболее важных показателей деятельности с\х организаций. Под экономически оптимальным качеством подразумевается оптимальное соотношение качества и затрат.
Рост качества с\х продукции в большей мере определяет выживаемость и успех организаций в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности производства, экономию всех типов ресурсов, применяемых в с\х компаниях. Значит, вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по улучшению качества с\х продукции в сравнении с аналогами конкурентов. В условиях конкуренции постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной с\х продукции.
Обобщая вышесказанное, можно дать такие рекомендации по улучшению эффективности производства,как:
- своевременно увеличивать каналы реализации с\х продукции соразмерно росту объемов ее производства;
- применять прибыль в основном для качественного, а не количественного развития производственных мощностей;
- своевременно развивать отраслевую структуру с\х компаний в соответствии с потребностями рынка.
ИТОГ:
Доход представляет собой итог финансово-хозяйственной деятельности любого сельского хозяйства и финансовую основу для его расширения. Она также является главным критерием оценки производственной и финансовой деятельности, его способности своевременного исполнения обязательств перед поставщиками и кредиторами.
В сущности, главным источником приобретения прибыли в сельском хозяйстве является реализация с\х продукции по цене, которая превышает ее полную себестоимость. Следовательно, приобретение прибыли напрямую находится в зависимости от эффективности производства и реализации с\х продукции и всегда взаимосвязано с предпринимательским риском.
Финансовые результаты любого с\х хозяйства можно усовершенствовать благодаря преобразований как на организационном, так и на производственном уровне. Приумножение прибыли можно с помощью оптимизации издержек и совершенствования системы управления финансовыми и материальными ресурсами организаций. На производственном уровне росту финансовых результатов благоприятствует интенсификация производства, улучшение отраслевой структуры с\х организаций и каналов реализации их с\х продукции, роста качества продукции.
РЕШИЛИ:
Управлению сельского хозяйства (Лысенков):
1) активизировать работу по развитию конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции.
Управлению экономического развития (Афанасьева):
1) обеспечить размещение данной информации на официальном сайте администрации муниципального образования Славянский район.
Первый заместитель главы муниципального
образования Славянский район
(вопросы экономического развития),
заместитель председателя рабочей группы
Е.В. Колдомасов
Секретарь
Э.У. Гогохиа
16 сентября 2020, 17:00 / Просмотров: 2359