Администрация
Историческая справка архивного отдела управления делами администрации МО Славянский район за 1943 -2023 годы
Создание и формирование Славянского районного архива неразрывно связано с образованием в районе в 1924 году первого органа исполнительной власти - исполнительного комитета Славянского районного Совета депутатов трудящихся. Точная дата создания районного архива неизвестна.
В 1990 году в соответствии с решением крайисполкома от 15 февраля № 41 «Об образовании архивных отделов исполкомов городских и районных Советов» и решением Славянского райисполкома от 18 апреля 1990 года № 72 на базе государственного районного архива образован архивный отдел исполнительного комитета районного Совета народных депутатов.
В январе 1992 года, в связи с реформированием органов власти и ликвидацией районного исполнительного комитета, архивный отдел был включен в структуру администрации Славянского района как самостоятельный отдел администрации. С марта 1993 года, после объединения администрации города Славянска-на-Кубани и администрации Славянского района - архивный отдел администрации города и района, с октября 2004 года - архивный отдел администрации муниципального образования Славянский район. В настоящее время архивный отдел администрации муниципального образования Славянский район является отраслевым (функциональным) органом администрации, образованным в соответствии со структурой администрации муниципального образования в составе управления делами.
Сведений о заведующих районным архивом в довоенное время, к сожалению, не сохранилось. Упоминания о первом заведующем архивом обнаружены только в апреле 1946 года. Это была Емельченко Раиса Андреевна. С апреля 1946 года по март 1947 года на этой должности сменилось четыре человека - Игракова Ольга Васильевна, Ткач Владимир Львович, Коваленко Иван Федорович, Андрияненко Надежда Ивановна. И в дальнейшем, до августа 1964 года, до прихода в архив на должность заведующей Ерошек Людмилы Петровны в районном архиве сменилось ещё шесть заведующих. Неполных двадцать пять лет (1964-1988 гг.) Людмила Петровна проработала в единственном числе на архивном поприще.
На смену Ерошек Людмиле Петровне пришла Зоя Ивановна Бывалая. Она возглавляла архив с декабря 1988 года по май 2011 года. Оба руководителя внесли существенный вклад в развитие районного архива. Угроза утраты документов по личному составу в ходе банкротства и ликвидации городских и районных организаций и предприятий в перестроечные годы обусловила создание в марте 1993 года объединенного межведомственного архива при администрации города и района для хранения и использования документов по личному составу ликвидированных организаций. Первой и единственной заведующей архивом документов по личному составу была Данилова Татьяна Константиновна. В 1998 году архив документов по личному составу был объединен с архивным отделом администрации г. Славянска-на-Кубани и Славянского района.
До 1998 года в штате архива всегда числился 1 человек, после объединения архивного отдела с архивом документов по личному составу -2 человека, с 2002 года штатная численность выросла до 3 человек, с 2005 года по настоящее время в штате архива 4 человека.
Архиву пришлось пережить несколько переездов. Изначально районный архив размещался в здании прокуратуры по ул. Школьной. Для хранения и приема документов было выделено небольшое помещение, в коридоре принимали граждан. В 1970 году архив перевезли в новое здание Славянского горисполкома (позднее администрации города и района). Помещения для районного архива выделили на первом этаже здания, в правом крыле. В 2000 году из здания администрации в арендуемое помещение районной газеты «Заря Кубани» по ул. Отдельской, 257 были перевезены документы постоянного хранения, а документы по личному составу перевезены в муниципальное здание по ул. Гриня, 213. В 2008 году в здании по ул. Отдельской, 257 были взяты в аренду дополнительно два больших помещения под архивохранилища. В одно были перевезены документы по личному составу, во второе перемещены документы постоянного хранения. В декабря 2015 года архив перевезен в другое арендуемое помещение по ул. Батарейной, 248, где он размещается и в настоящее время. Общая площадь 371 кв. м, из них рабочий кабинет площадью 36 кв. м, архивохранилище площадью 331 кв. м. Архивохранилище оснащено охранной и пожарной сигнализацией, системами кондиционирования воздуха, металлическими стеллажами, современными приборами измерения температуры воздуха и влажности.
Первое поступление документов по учетным документам датировано августом 1949 года. Сегодня на хранении состоит 646 фондов, 64949 ед. хр.. Из них 37655 ед. хр. управленческой документации, 110 ед. хр. документов личного происхождения, 1427 ед. хр. фотодокументов, 11 ед. хр. видео- и 940 ед. хр. фодокументов на электронных носителях, а также 27184 ед. хр. документов по личному составу. Архивный отдел комплектуется управленческими документами учреждений, организаций разных форм собственности. Список источников комплектования включает 48 организаций. Из них 5 относятся к федеральной собственности, 30- муниципальной, 5 - краевой, 8 негосударственных организаций. Им оказывается методическая и практическая помощь по вопросам документирования и делопроизводства, составлению номенклатур и описей дел; проводятся семинары и консультации. Ежегодно в архив из организаций источников передается на хранение в среднем 1450 дел. Использование архивных документов осуществляется в рамках предоставления муниципальных услуг «Предоставление архивных справок, архивных выписок и архивных копий». В среднем в год исполняется около 6,5-8,0 тыс. запросов социально-правового характера, тематических и генеалогических. По исполнению запросов архивный отдел тесно взаимодействует с Многофункциональным центром в Славянском районе, осуществляет электронное взаимодействие и документооборот с Управлением ПФР в Славянском районе.
В документах Славянского районного Совета депутатов трудящихся, Славянского райисполкома и Славянского горисполкома с 1944 года по 70-ые годы широко представлены документы послевоенного восстановительного периода.
В архивный отдел могут обращаться исследователи - это краеведы, преподаватели школ и городских ВУЗов, школьники и студенты, граждане. Для посетителей архива устраиваются фотодокументальные выставки, проводятся экскурсии, Дни открытых дверей, лекции для студентов и школьников. Информация о работе архива размещается на официальном сайте администрации муниципального района.
19 сентября 2023, 15:15 / Просмотров: 346